?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Сами корейцы говорят, что "...они рождаются язычниками, ведут конфуцианский образ жизни,женятся и выходят замуж по-христиански,  а уходят в мир иной как буддисты."

Трудолюбие корейцев - факт, по нынешним временам, общеизвестный. Автор возьмет на себя смелость утверждать, что корейское "экономическое чудо", равно как и другие дальневосточные "экономические чудеса", стало возможным, в первую очередь, именно благодаря этой черте национального характера. Любопытно, что и проведенное в начале 1990-х гг. в США обследование малых предприятий, принадлежащих новым иммигрантам, показало, что корейцы-мелкие предприниматели в среднем проводят на своих рабочих местах больше времени, чем представители любой другой этнической группы.
А еще корейцы чрезвычайно решительны и смелы. Наприме, во время форума нам показывали приевы теквондо и разбивание дощечки одним ударом. После этого тренеры с улыбкой обратились к корецам, кто бы хотел повторить. И что вы думаете, руководитель направления GSM вышел и решительно направился к тренерам. Мы думали это set up, подстроено, но топ менеджер реально сорвался это сделать. Как он вчера объяснял мне, это был голос свыше, элемент преодоления себя, хотя надо сказать костяшки пальцев у нашего Брюса Чоя болели потом сильно. Молодец, смелый и отважный человек.

Вот такой вот национальный характер-внешне спокойные, внутри вулкан.

И все это стоически, с улыбкой, преодоление через боль. За 18 лет я и не тому научилась:)

Хорошо известно, что конфуцианство воспринимало государство как своего рода большую патриархальную семью. В наше время эти представления не только сохранились, но и оказались также перенесены и на фирму, на отношения в ней. Во большинстве крупных компаний даже ведется целенаправленная пропагандистская работа, направленная на то, чтобы сформировать у работников дух единства. Эта "семейная" атмосфера (реальная или наигранная - не важно) играет, если подходить к ней с точки зрения наемного работника и его интересов, двоякую роль. С одной стороны, власть руководства компании является беспрекословной, сотрудники должны не только отвешивать руководителям поясные поклоны, но и мгновенно выполнять любые приказы, ни при каких обстоятельствах не высказывать недовольства, с готовностью оставаться на сверхурочные и воздерживаться от того, чтобы напрямую обсуждать перспективы повышения заработка. С другой стороны, компания, особенно крупная, берет на себя ряд функций по социальной защите работника, предоставляет ему различные льготы, что очень важно в стране с почти полностью отсутствующей системой государственного страхования, и, наконец, гарантирует ему пожизненную занятость: пока существует фирма, ее сотрудник может быть переведен с места на место, из подразделения в подразделение, но уволить его могут лишь в исключительных случаях (относится это, правда, только к квалифицированным работникам - мужчинам).

Любопытно и, опять-таки, в соответствии с традиционными представлениями организовано в корейских фирмах и продвижение по службе. До недавнего времени определяющую роль при продвижении играл стаж работы, так что когда освобождалась вакансия, ее почти автоматически занимал тот, кто работал в данной фирме дольше всех. Сейчас это правило все чаще нарушается, но, в целом, стаж и поныне остается одним из важнейших факторов, который определяет назначения и перемещения. Таким образом решаются сразу три задачи: во-первых, достигается столь ценимая корейским сознанием стабильность, ибо любой работник знает, что в свой черед и он, так сказать, "высидит" себе повышение; во-вторых, соблюдается принцип "старость и молодость соблюдают очередность" - один из основных принципов конфуцианской этики, который все корейцы заучивают еще в школе; в-третьих, обеспечивается внутренняя гармония в коллективе, ибо заметно уменьшается количество поводов к подсиживания и взаимным интригам. Так, например выступающий перед нами сотрудник отдела обучения и развития рассказал, что его отец пришел в GoldStar в 58 году и работал вплоть до 1982. Поэтому перtд сыном не вставало вопроса куда идти после института. Конечно же туда, где столько лет работал отец. Кстати, в мае пойдет 18 год, как я пришла в LG Electronics.

Вообще, характерной чертой корейского менталитета является стремление к бесконфликтности, гармонии. При том, что соперничество и столкновения разнообразных группировок пронизывают все корейское общество, внутри его, так сказать, "базовых элементов" - семьи и фирмы - открытого конфликта стремятся избегать всеми силами. В большинстве случаев, например, неприязнь, существующая на работе между двумя сотрудниками, не найдет выхода в открытой ссоре, а будет скрываться и подавляться. В том же случае, если разногласия приводят-таки к открытому столкновению, окружающие склонны считать виновным не столько того, кто виновен по сути дела, сколько того, кто придал конфликту открытую форму, вынес, так сказать, "сор из избы". По этой же причине в служебных и семейных отношениях корейцев прямые "выяснения отношений" встречаются крайне редко.

Для дальневосточной культуры всегда был характерен этатизм, особая роль государства, которое воспринималось не как нечто чуждое, враждебное и механистическое (подход, в той или иной степени свойственный европейскому или ближневосточному сознанию), но, наоборот, как сила органичная и благая, как естественный защитник человека. Уже говорилось, что категория "общего", "общественного", "государственного" (важно, что в старокитайском, который играл на средневековом Дальнем Востоке примерно ту же роль, что и латынь в Европе, все эти понятия обозначались одним и тем же словом - "гун") в конфуцианском сознании имела безусловно положительную семантическую окраску и противопоставлялась категории "частного" ("сы"), воспринимавшейся более или менее негативно. Вмешательство государства в самые разные стороны жизни считалось благом, тем более что исторический опыт однозначно говорил человеку, выросшему в условиях дальневосточной цивилизации: слабое государство - это кризис оросительных систем, это голод, это жестокие внутренние смуты и еще более жестокие вторжения кочевников.

Этот подход, хотя и несколько поколебленный распространением западных представлений, в целом сохранился и до наших дней. Уважительное отношение к власти, законопослушность остаются и поныне заметными чертами корекйского национального характера. Бесспорно, например, что в период правления Ли Сын Мана и военных диктаторов (1948-1987) корейское государство было авторитарным, и в его распоряжении находился немалый полицейский аппарат.

Другой чертой корейского и, шире, конфуцианского отношения к государству является склонность официальных органов к вмешательству в такие области жизни человека, которые в иных местах традиционно считаются глубоко личными и не подлежащими никакому правому регулированию. До самого недавнего времени, например, в Южной Корее существовала статья, предусматривающая за супружескую измену до 2 лет тюремного заключения. Статья эта была изъята при пересмотре уголовного кодекса только в апреле 1994 г. Можно вспомнить и попытки регламентации одежды, в частности - отчаянную борьбу с мини-юбками в семидесятые годы (блюстители порядка тогда отлавливали модниц и с помощью линейки проверяли, не превышает ли расстояние между их коленками и краем юбки тех 15 см, что были установлены законом в качестве максиума).
Вот так теперь выглядит уличная мода Сеула-порванные нарочито колготки

Или специально подобранные контрастные туфли

В еще большей степени, нежели в производственной сфере, традиционные отношения сохранились в корейской семье. Правда, в последние годы молодые люди стали все чаще брать на себя инициативу в заключении браков, однако и поныне в большинстве случаев будущих супругов знакомят друг с другом посредники, в роли которых могут выступать как профессиональные свахи и сваты, так и, чаще, родители или друзья. По данным специального исследования, в 1991 г. даже среди корейцев с высшим образованием только 35% нашли будущую жену или мужа сами, а остальные же остановились на подобранном для них кандидате (среди людей с начальным образованием доля самостоятельных браков еще ниже, всего лишь 20%).

Традиционно корейское общество не знало браков по любви, в выбор супруга не следовало примешивать личные эмоции (впрочем, мнением будущих жениха и невесты интересовались в последнюю очередь). Деньги, общественное положение, внешность...Любовь приходит после свадьбы. Любовь, возникшая после свадьбы - это лучшая любовь. 

Еще одним интересным случаем переосмысления традиционных воззрений и их приспособления к новым условиям являются те метаморфозы, которые произошли с представлением о знатности. Понятие "камун", которое с некоторой долей приблизительности может быть переведено на русский как "родовитость", было очень важно для корейцев и во многом определяло выбор друзей, знакомых, и, особенно, женихов и невест. Cейчас понятие "камун" начинает включать в себя и представление о положении предков и родственников в той иерархии профессий и родов деятельности, которая существует в современном корейском общественном сознании. Например, у дочери шофера или крестьянина "камун" будет считаться плохим, а у отпрыска врача или чиновника - хорошим.

Для корейцев по-прежнему характерны чрезвычайно прочные семейные связи, взаимопомощь, в том числе и материальная, - это обычное явление в отношениях между родственниками. Эта же взаимопомощь постоянно проявлялась во время тимбилдинга, всегда помочь, поддержать команду, не зная языка (русского)-это черта корейцев. Фотография с нашего прошлогоднего тим билдинга.

Традиция предписывает, чтобы родители всегда жили вместе со старшим сыном. В последнее время это правило стало соблюдаться менее строго, но даже при раздельном проживании материальная помощь детей родителям считается чем-то само собой разумеющимся. В условиях конфуцианской страны, в которой уважение к родителям, "сыновняя почтительность" и поныне рассматриваются как наиважнейшая добродетель, уверенность людей в спокойной старости, несмотря на почти полное отсутствие государственного пенсионного обеспечения, довольна велика. В 1985 г. только 16,9% опрошенных социологами корейцев разных возрастов считали, что нехватка денег может стать для них в старости острой проблемой. И еще одна показательная цифра: в стране с населением в 44 миллиона человек в 1990 г. только 6.409 стариков находилось в домах престарелых.

Особая роль мужа и отца в корейской семье определяется не только культурными, но и чисто экономическими причинами. В современной Корее мужчина остается по-прежнему "добытчиком" в полном смысле этого слова. До недавнего времени зарплата мужа является не просто главным, но и практически единственным источником дохода. Но современные девчонки стремяться работать, так что эта тенденция потихоньку меняется.

Иерархичность, конечно, уходит в прошлое и времена, когда кореянка встречала вернувшегося домой мужа, распростершись перед ним ниц на полу, уже миновали,однако, и поныне большинство мужей чуть выше среднего возраста надеяться на то, что встречающая их после работы жена возьмет из рук портфель и поможет снять плащ или куртку.

Но часто эти традиции лишь камуфлируют реальные отношения, и во многих семьях решающее слово по всем важнейшим вопросам принадлежит жене, однако традиционный декор соблюдается. Разумеется, и детей воспитывают в духе беспрекословного повиновения старшим, в понимании того, что отцовское слово - закон. Впрочем, характерное для конфуцианской традиции четкое противопоставление "внешнего" и "внутреннего" (т.е. домашнего) мира привело и к неожиданным результатам. Поскольку жена, которую муж в разговоре с посторонними по-прежнему часто именует "человек нашего дома", является полновластным хозяином во "внутренних" дела, и поскольку в современной товарной экономике управление домом превратилось в первую очередь в управление расходами, то в корейских городских семьях именно жена полновластно распоряжается финансами. Муж отдает жене всю зарплату и получает от нее необходимые суммы на карманные расходы. Так что не все так печально, а даже наоборот. УМНЫЕ ЛЕДИ РУЛЯТ ВЕЗДЕ!

Все течет и меняется, и конфуцианская, традиционная составляющая в менталитете корейского горожанина не может не ослабевать. Во-первых, прекратила свое существование система традиционного образования, основывавшаяся на глубоком изучении древнекитайского языка, иероглифики и классической китайской философии. Во-вторых, современное корейское общество, особенно городское, подвергается активной вестернизации. В-третьих, сама жизнь, все более активное участие Кореи в мировой экономике, все более разносторонние контакты с современным вестернизированным (или вестернизирующимся) миром ведут к тому, что старые стандарты поведения новым поколениям кажутся "консервативными" или попросту неприемлемыми.

Тем не менее, сбрасывать традицию со счетов никак нельзя. Она вошла в плоть и кровь корейца, является частью повседневного воспитания, отразилась и в языке, так что в ближайшие десятилетия ее роль в повседневной жизни корейцев, их системе ценностей и менталитете в целом будет оставаться огромной.

Comments

( 8 comments — Leave a comment )
dima_gameland
Mar. 19th, 2011 08:18 pm (UTC)
вот интересно, в Индии тоже 90+ %% браков до договоренности, в еврейской религиохной среде, вот в Корее как я узнал от тебя.
И ООООЧЕНЬ низкий %% разводов.

Казалось бы - родители подобрали мужа и жену, а как же любовь, и т.д. а семья то ПРОЧНЕЕ. И не на 10%, а в десятки раз...
tanya_shakhnes
Mar. 20th, 2011 05:19 am (UTC)
Ага, но все таки хочется хоть по огромной симпатии, а то ну как каждый день друг друга переносить. Я за любовь все таки!!!
dima_gameland
Mar. 20th, 2011 07:24 am (UTC)
любовь любовью. А суровая статистика показывает, что брак договоренности ведет к крепкой семье, а брак по любви ведет к 70% разводам.

Кто сказал, что в браках по договоренности нет любви?
tanya_shakhnes
Mar. 20th, 2011 11:56 am (UTC)
Мысль в принципе верная, найти любимого и договариваться и договариваться:)
пока-пока
angela_karfoss
Mar. 20th, 2011 02:03 pm (UTC)
Отличная статья, спасибо! :)
treehel
Aug. 15th, 2017 11:12 am (UTC)
Спасибо, познавательно!
treehel
Aug. 15th, 2017 11:27 am (UTC)
Опечатку заметил перtд
treehel
Aug. 15th, 2017 11:33 am (UTC)
И еще одну: "является полновластным хозяином во "внутренних" дела" )
( 8 comments — Leave a comment )