?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Я очень рада, что мы все больше говорим об искусстве, ведь иногда непростое время можно использовать для дополнительного развития. Помню, после крисиса 1998 года, я с огромным удовольствием пошла получать второе высшее образование и MBA. И сейчас раз мы так часто вспоминаем различных художников, мне еще раз хотелось бы обратиться к творчеству Серова. Кстати, коллекция Третьяковской галереи складывалась на протяжении столетия. Собирать работы Серова стали еще при жизни Павла Третьякова, большого поклонника таланта художника. Но когда сам Серов входил в состав совета галереи, его полотна почти не закупались из-за скромности мастера. Сама выставка собрала более 250 полотен из 25 российских и 4 зарубежных музеев.

Очень интересно писал художник-перфекционист о своей работе. Кстати, количество позирований портретист Серов увеличил с 20 порой до 100 по мере развития творчества. "Всё, чего я добивался, -это свежести, той особой свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах. Писал я больше месяца и измучил ее, бедную, до смерти, уж очень хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности, вот как у старых мастеров",-так отзывался о работе знаменитой девочки с персиками и Вере Мамонтовой сам автор. Заканчивал художник портрет в сентябре, отсюда желтые листья клена за окном, а по контрасту с летними персиками они напоминают о быстротечности жизни. Иногда лучше не знать о судьбе прототипов картины, Вера умерла от пневмонии совсем рано в 32 года, оставив мужу трое детей. Больше тот никогда не женился. Картина, ставшая визитной карточкой Серова-портретиста, была написана, когда художнику не было и двадцати и будучи выставленной на конкурс МОЛХ (Московское общество любителей художеств). "Девочка с персиками" была написана в усадьбе Мамонтова Абрамцево, где художника очень любили и где он подолгу жил. Персиковые деревья были высажены в оранжерее мецената, и, когда 12-летняя Вера, устав от детских игр, вбежала в дом и схватила персик со стола, Серов предложил ее нарисовать. Розовая блузка стала очень ярким акцентом картины, и создается впечатление, что теплый цвет льётся не только от окна, но от самой героини. Тот факт, что оконные рамы далеко не новые, а краска кое-где облупилась, придает картине домашности и ощущение уюта.

Родители Серова были по настоящему творческими людьми, отец был знаменитым композитором, а мать пианисткой и создателем нескольких опер. После ранней смерти отца,мать, желая отвлечься, уезжает в Германию, где мальчик проводит детство и занимается в Мюнхене с немецким художником Кеппингом. А позже, когда семья переезжает в Париж, учителем Серова становится Репин. Именно Репин по возвращении в Москву в 1880 году вводит Серова в круг знаменитых художников. Еще одной знаменитой картиной Серова становится холст "Девушка, освещенная солнцем", где его натурщицей становится двоюрная сестра художника Мария Симонович. Картина получилась очень непринужденной, умиротворенной, ведь девушка присела, прислонясь к дереву, а общий фон картины-яркая чудесная зелень леса.

В 1890-х-начале 1900-х Серов также обращается к пейзажно-жанровым композициям в  том числе и на крестьянские темы. Здесь и спокойствие, и отрешенность, и грусть, и сосредоточенность. Используя все средства импрессионизма, художник передает атмосферу октябрьского дня. Лошади, которых очень любил писать Серов, разбрелись по желтому полю, босоногий пастушок чинит свой хлыст, который истрепался за лето. Черные овцы, напуганные белым конем, тревожно сбились в дальнем углу поля. Яркие деревья, полуразвалившиеся сараи, нетвердо стоящие загороди-все элементы показывают, что лето подошло к концу и скоро длинная зима... Пейзаж как бы последним мазком заканчивает изображение воронья, которое кружится над деревьями.

Удивительная картина, где присутствует много цвета охры и коричневых оттенков была написана по мотивам поездки Серова с Бакстом в мае 1907 года в Грецию и Крит, где они посетили Кносский дворец и другие памчтники критской культуры. Как мы помним Зевс влюбился в Европу, дочь финикийского царя, и явился ей и ее подругам в виде прекрасного быка. Девушки забавлялись игрой с животным, украшая его рога цветочными гирляндами. Когда девушка оказалась на спине быка, тот бросился в море и увез царевну на остров Крит, где она стала женой Зевса, родив ему впоследствии трех сыновей-героев. Версия античного сюжета у Серова далека от академических канонов. Это характерный для эстетики модерна прием стилизации, силуэты быка и дельфинов трансформированы, горизонталь неба и моря взрыты волнами. Все это подчеркивает движение и динамику композиции-ведь бык-Зевс и дельфины плывут быстро, унося девушку. Очень интересно, что даже бык вопреки установившимся канонам не белоснежный, а рыжий. Ведь оранжевое пятно на фоне сине-фиолетового неба неба и моря удивительно выразительно.

Еще одной картиной, очень неоднозначно встреченной, и, кстати, не одобренной Репиным стал портрет Иды Рубенштейн, знаменитой танцовщицы и актрисы, чья жизнь проходила под пристальным вниманием публики. Впервые Серов увидел Рубинштейн в Париже на сцене и решил, что она является воплощением Древнего Востока, сам художник говорил о портрете, что он "смотрит в Египет".  Модель была написана в одной плоскости с фоном, создав именно образ, напоминающие египетские фрески. Вскоре после создания работа была приобретена у автора и передана в собрание Русского музея.

С начала 1890-х годов портрет стал основным жанром в творчестве Серова, придавая даже психологическую заостренность позирующему, а подчас и характеристику человеку, выявляя в ном артистическое или иное начало. Со временем современники, готовые подолгу ждать портрета, увидели, как из под кисти художника выходят исключительно верное описание моделей, их характера, темперамента и чувств. Прекрасным примером такого портрета служит картина, отобразившая глубочайшее внутреннее содержание человека, портрет Ермоловой.  Это талантливейшая личность с глубоким и проникновенным взглядом, выразительным горделивым силуэтом, большим духовным содержанием. Интересно, что сначала великая актриса была чужда творчеству Врубеля, Коровина и не слишком поддерживала новейшие направления в искусстве. Самого Серова Ермолова ценила из-за известности отца и матери, но не была уверена в результате позирования. Но художник держал себя корректно и властно и Мария Николаевна подчинилась ему, почувствовав правду и подлинный талант в его творчестве. Уже на первом сеансе была найдена характерная поза, поворот головы, пространственное решение...

Всегда его окутывала тайна
Как отблеск недоступных нам миров
Он знал и цвет, и свет необычайный
Волшебник красок-Валентин Серов
И одна интересная цитата от Серова: "Я, внимательно вглядевшись в человека, каждый раз увлекаюсь, пожалуй, даже вдохновляюсь, но не самим лицом индивидуума, которое часто бывает пошлым, а той характеристикой, которую из него можно сделать на холсте".