?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Книгу Духless, с которой началась история корпоративных романов, я прочитала сразу после выхода произведения.  Главный герой, несмотря на поверхностное, казалось бы, описание, любитель тусовки и клубной жизни со всеми вытекающими нулевых, достаточно глубокий парень с прекрасным образованием, которому легче притвориться прожигателем жизни и одновременно корпоративным бульдогом. Но ведь так не бывает. Чтобы достичь поста директора в крупной иностранной компании надо действительно много работать и быть очень талантливым человеком. Поэтому будем рассматривать книгу и фильм именно под этим углом. Сергей Минаев не раз упоминал, что он не вмешивался в процесс съемок фильма, поэтому кино и книжка-два разных произведения, которые еще раз подчеркивают, что миром все равно будет править духовность и выход есть, а такие понятия как любовь, дружба, раскаяние и помощь ближнему будут существовать. Мы не киборги, отнюдь.
Фильм начинается с очень необычного видеоряда. Имена основного актерского состава как бы напоминают рекламные вывески-это и буквы на крышах домов, и реклама на магистралях, что вместе создает идивительный визуальный ряд. Это и понятно. Ведь сам Бондарчук и основал талантливое Арт Пикчерз, столь известные в конце 90х видеоклипами.
Для себя я стала потихоньку присматриваться к книге и разбирать ее на кусочки:) Чувствовала, что здесь не простое линейное повествование. Выхожу как-то ночью с работы и вижу свое огромное темное офисное здание с рядом горящих окон. В этот момент я вспомнил, как Сергей называл здание Riverside Mordors, чудовище, пожирающее людей. Хотя для меня и ночная работа в радость, если обожаешь свое дело. Так потихоньку  начался мой личный роман с Духless.

Главный герой немного свысока относится к своим сотрудникам и называет секретаря андроидом, работающим от сети, которому стоит подняться со стула, как контакт размыкается, вызывая сбои в информационной системе секретарши. НО фильм наглядно показывает, что при увольнении главного героя именно секретарь оказывается весьма неглупой девушкой, которая верит, что босс вернется. Словом, жизнь всегда вностит свои коррективы в бездумную оценку людей...

А ведь Макс, несмотря на то, что попал в черные списки еще вернется, уже в середине нулевых, в этом я просто уверена, хотя ни книга , ни фильм об этом не повествуют.

Герой Минаева уже четыре года работает на крупную FMCG компанию, тогующую кукурузой, в фильме осовремененный банк с французским капиталом. В общем и ту, и другую корпорацию угадать несложно. Он раскрывает секреты выживания в центральном офисе, управление филиалами, имитацию тяжелой работы днем и кутеж по ночам....
НО СТОП, НЕ ВСЕ ТАК ПРОСТО
1) Да, он встречается с женщинами-мумиями "гуччипрадаверсаче", не знающими, что Третьяковка-это музей, а не Третьяковский проезд, но в его жизни есть прекрасная девушка Юлия, которой он поверяет свои тайны. Фильм, правда, осовременили. Юля у Сергея-это взрослая милая подруга, фактически играющая роль психолога и музу в одном флаконе, с которой главный герой бесконечно переписывается, но не может завести роман. Читаем Сергея: "Когда я общаюсь с нормальной девушкой, меня охватывают дикий стремаки и я напиваюсь еще больше". В книге действительно была поднята проблема трудности взаимоотношения современных людей. Новая же Юлия от создателей фильма-это милая девушка,студентка МГУ, связавшаяся с левацким кружком, разбрызгивающая краски на красивые шубы и доставляющая другие мелкие неприятности мировому империализму, причем переходящие от мелкого перформанса к горящим баррикадам.  Причем, когда ее все же забирают в полицию, она звонит,естественно, главному герою Максу вытащить ее. Эта Юля мне не очень нравится, с ней примеряет лишь ее помощь онкологичским детишкам, в которую под конец включается и главный герой.

2) О серьезности ряда моментов говорит как Макс, казалось бы, беззаботный гламурный тусовщик так красочно, а главное в точку в 2004 году описывает интернет и его обитателей. Это сейчас мы много говорим о безопасности в сети, об анонимности, способности ее собирать толпы на площади, а в 2004 многие из нас знали это?
Вспоминаем книгу...и слова Макса Сергея: "Интернет помимо того, что является прекрасной площадкой для общения, открывает человеку возможность иного рода. Ту, о которой мы читали в фантастических романах.Возможность перевоплощения. Действительно, практически полная анонимность дает возможность нищеброду стать олигархом, уроду-красавцем, одинокому алкашу-душой компании, мужчине-женщиной. Никому не интересные, в большинстве своем убогие, зажатые и бездарные людишки. В реальной жизни они работают системными администраторами, мелкими служащими, ничего не значащими сотрудниами рекламных агенств, веб-дизайнерами, так и не создавшими за десять лет ни одного шедевра, журналиста-многостаночниками, озлобившимися на весь мир, который не дает им реализовать свою тягу к лидерству. Их наполеоновский комплекс выплескивается в интернет, где они ходят в идейных вождях, рассыпая вокруг себя идеологически прогрессивную муть целыми абзацами. Мегабайты пустых манифестов, сдобренных сворованными речевыми оборотами, приправленные матом и заезженными лозунгами "Потребляй, работай, сдохни", "Большой брат следит за тобой", "Я-враг государства". Естественно, что вокруг них мигом споачиваются кружки таких же уебанов, которые готовы до седых яиц играть в нон конформизм и контркультуру с одной целью-иметь постоянных собутыльников по пятницам. " По-моему хлестко и метко!
3) Мне бы еще хотелось бы подчеркнуть еще одну деталь, за которую я полюбила книгу Духless и что было совсем непросто отразить в фильме. Это рассуждения Макса о Питере. Я понимаю, что меня могут распять питерские коллеги, но я согласна с автором:) "Мои отношения с Питером напоминают междинастические браки. Вероятно, так молодые принцы-престолонаследники, которых женили на страшных бабах по политическим мотивам и голубой крови, привыкали любить вопреки. Потому что хочешь не хочешь, а жить придется. Жить, трахаться и рожать новых престолонаследников. Посему заставлять себя любить, выискивая какие-то там интересные черточки в характере, манере поведения и внешнем виде, приходиться. Также и у меня. Бывая в городе довольно часто по делам бизнеса, я вынужден был привыкать к его серому небу, переменчивой погоде, промозглому климату и желтой воде. Затем, по прошествии трех лет, я начал постепенно привыкать к Питеру. Когда кажется, что ты привозишь с собой в дорожной сумке камни, отломленные от Питерской тоски... Безусловно, питерцы, гораздо интеллигентнее, образованнее и человечнее прочих жителей России. Не зря ведь Питер считается культурной столицей, этаким форпостом духовности. Теперь я лучше понимаю город и его настроение. Не могу сказать, что путь к этому знанию был легок и приятен, скорее наоборот". 

4) Интересны мысли 2004-2006 года об оппозиции. Время от времени Макс посещает собрания левацки настроеных молодых людей в баре "Кружка".  Учитывая, что сам Сергей-историк, то очень интересно его высказывания: "И страшно представить, что будет, если эти люди  каким то образом окажутся у власти. В какой бар "Кружка" превратят они страну, прикрывась желанием отмыть ееот скверны "прошлого преступного режима". Только зальют они ее не водкой, вот в чем проблема. Представляю с каким наслаждением они будут вешать нас, менеджеров среднего и высшего звена. Олигархи к тому часу уже сбегут отсюда, и играть роль тиранов, выстроивших свое благополучие на крови трудового народа, а теперь представших перед его священным судом, придется тому самому пресловутому среднему классу. Никто не вспомнит имен тех, кто отжтмал себе природные недра, зато всегда найдутся "народные мстители", горящие священным огнем сведения личных счетов с обладателем лучшей машины во дворе, дорогих часов и костюмов. Гораздо приятнее уничтожать тех, у кого ты стрелял полтинники и сотки, чем бороться с уехавшими миллионерами. Страшно описано в 2004-2006? Мне очень!!!


4) А вот в чем фильм отличается от книги-это количеством вложенных денег в мифический ночной клуб друзьями Максом и Вадимом. 150 000 долларов в 2004-2006 году против уже 600 000 тысяч в 2012. Ну а кроме девальвации, в фильме главному герою удается предотвратить кидок Миши Vodoo, собравшего деньги с большого количества потенциальных учредителей и планирующего свалить из России. В книге оба друга лишаются денег, но Вадим остается жив. В фильме деньги спасены, но Вадим, не подозревающий об этом, кончает жизнь самоубийством. А деньги Макс потом относит в детскую онкологическую больницу. 

В книге друг Макса- проженный менеджер крупнейшей табачной компании, который всплывает в книге "Медиа сапиенс". В фильме достаточно чистый парень по сравнению с прототипом романа.

5) С чем я не согласна, так это с главным героем, ненавидивших подчиненных не за то, что они клерки, а за то, что мечтают быть клерками. Солдатами Международной Корпоративной Армии. "И не дай вам Бог отнять у них эту мечту." Люди трудятся в разных местах и не ко всем подходит определение "планктон".
Резюмирую: и книжка и фильм-разные произведения, и отделает их от 6 до 8 лет. Поэтому в фильме появляются и новые тренды,такие как митинги, поднимаются вопросы тупого провождения времени в офисе, а главное все же социальной ответсвтенности людей перед обществом. И ей не надо выражаться в перформансах и неприличных инсталяциях на зданиях (какой то оффлайн троллинг)-привет группе "Война", а социальной ответственности как сострадание и помощь больным детишкам. И то, что главный герой выбирает неоднозначную, но сердобольную  девушку, внушает оптимизм.
Спасибо Сергею за то, что часть корпоративной истории стала достоянием всех. А уж кто что вынесет из нее будет интересно обсудить с народом осенью, когда фильм выйдет в большой прокат!
Ну и посвящение: " Поколению 1970-1976 годов рождения, такому многообещающему и такому перспективному. Чей старт был столь ярок и чья жизнь была столь бездарно растрачена. Да упокоятся с миром наши мечты о счастливом будущем, где все должно было быть иначе... R.I.P."
Нет, мы живы, поколение 70х и на многое способны!

Comments

( 4 comments — Leave a comment )
geheimnisvolle
Jun. 26th, 2012 06:57 pm (UTC)
а мне у Минаева нравится только "Телки. Повести о ненастоящей любви"
tanya_shakhnes
Jun. 27th, 2012 01:43 pm (UTC)
Мне Медиа сапиенс как некое предвидение нравится, РАБ очень тягостное чувство оставил, последняя Москва неплоха
(Deleted comment)
tanya_shakhnes
Jun. 27th, 2012 01:42 pm (UTC)
Не совсем, канва общая, просто 8 лет прошло, модернизировали-вполне можно глянуть!
( 4 comments — Leave a comment )