?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В Саранске нам почастливилось попать в музей, закрытый по понедельникам, очень уж просили участники поезда инноваций. Когда ведь еще побываешь в Саранске, где творил великий художник и скульптор, который приобрел мировую известность. Среди плеяды имен выдающихся мордовских деятелей культуры и искусства ХХ века лишь имя скульптора Степана Дмитриевича Нефедова - Эрьзи достигло высот мировой известности. Его биография необычайна, содержательна и очень ярка.

Степан Дмитриевич Нефедов родился в 1876 года в с. Баево Алатырского уезда Симбирской губернии (ныне Ардатовский район Республики Мордовия) в крестьянской семье. Свою биографию Степан начал с работы в иконописных артелях и путешествуя по Поволжью, приобретал опыт в росписи церквей. 1906-1916 годы - первый период самостоятельного творчества скульптора. Он едет в Италию, затем во Францию, где изучает произведения искусства прошлого и современности. Там скульптор становится известен под псевдонимом «Эрьзя», происходящим от названия эрзяноязычной группы мордовского народа, выходцем из которой он был.

Девушка как живая, раздираемая страстями

А уж после этапа соцреализма, или "героического реализама" и выставки в 1926 году в Москве Ассоциации художников революционной России, С.Д. Эрьзя отправился с выставкой произведений в Париж, затем в Аргентину. Именно здесь четверть века (с 1927 по 1950 г.г.) продолжался период творческой зрелости скульптора. Поиски оригинальных форм и способов пластического выражения протекали в южной Америке наиболее активно, помогали скульптору пережить разлуку с Родиной. Здесь он открыл для себя материал, с которым не расставался до конца своей жизни – породы субтропических деревьев кебрачо, альгарробо, урундай.
Я рядом с ожившим поэтическим сказанием («Обнаженная» - 1930)

Они покорили художника экзотической красотой, фактурным богатством, плотностью и твердостью. Этот материал открыл перед Эрьзей возможности в выборе разнообразных тем и сюжетов, которые впоследствии сложились в серии портретов исторических личностей, мифологических, женских, интернациональных и национальных образов, а также работы так называемой психологической серии.
Очень психологическое произведение "Мать и дитя", как даже во сне инстинктивно мать прижимает и обнимает ребенка

Вот специально придуманный инструмент для обработки непростого дерева

В 1950 году скульптор возвращается, наконец, в Россию и привозит с собой все свои самые лучшие произведения, которые передает в дар своему народу. В 1954 году открылась персональная выставка произведений С.Д. Эрьзи в Москве. Он снова обращается к монументальному искусству: проектирует памятник Н.А. Некрасову для Москвы, задумывает создать для Саранска фонтан, украшенный фигурами женщин, олицетворяющих 15 союзных республик. Но реализовать эти планы не удалось. Степан Дмитриевич Эрьзя умер в 1959 году в Москве. На могиле его в Саранске установлено надгробие работы С.Т. Коненкова, воплотившее начало бессмертия выдающегося мордовского скульптора.