?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Побывав на Дали и Диоре благодаря моей чудесной коллеге Наталье Моториной, великому энтузиасту по части собирания людей на отличные экскурсии, мы отправились на выставку художников Парижской школы в Государственном музее изобразительных искусств им. Пушкина. Скажу сразу, в субботу посещать выставку легче чем в будний день, силёнок побольше и восприятие более красочное. Я много ждала от экспозиции Дали и была немного разочарована. При этом, будучи незнакомой с художниками Парижской школы, вышла просто потрясенная яркими красками и потрясающей красотой. Увидели многое: произведения Амадео Модильяни, Хаима Сутина, Пабло Пикассо, Марка Шагала и других обитателей богемного Парижа первой половины ХХ века. Почему столь разные художники объединены в одну школу? Дело в том, что в 1910-1920-х годах во французскую столицу приезжало великое множество художников из Америки и Европы, которые снимали углы на Монпарнасе и жиле крайне бедно, но  поддерживали  реноме Парижа как самого артистического города в мире. Мы начали знакомство с выставкой с картины Брукс Ромейн: "Жан Кокто в эпоху великого переворота. 1912." Перед нами тонкая и изысканная картина, еще бель эпок с изящными линиями, подчеркивающая элегантный, но уже новый Париж. Сзади Кокто еще видно колесо обозрения, в связи с чем картину еще называли ""Жан Кокто в эпоху большого колеса"...

В это время между художниками, поэтами, натурщицами,покровителями и их родственниками возникали самые причудливые  связи. Так у художницы и мемуаристки Маревны родилась дочь, отцом которой стал женатый тогда еще не на Фриде Кало Диего Ривера. Впоследствии Маревна написала книгу "Моя жизнь с художниками "Улья",которая подробнейшим образом рассказывает о жизненном укладе того времени, часто полуголодном, но продуктивном с творческой точки зрения. А что же такое "Улей"?В конце 1900 г. Альфред Буше приобрел на юго-западной окраине Парижа, в тупике Данциг, вблизи остатков городских укреплений, участок в пол-гектара. Там он установил напоминающую круглый улей трехэтажную ротонду. В 1902 г. он открыл комплекс La ruche (Улей) из 140 ателье-студий,которые стал сдавать за символическую плату начинающим художникам илитераторам (месячная аренда мастерской стоила, как два недорогихобеда). Среди его обитателей были Леже, Модильяни, Шагал, Сутин, Цадкин, Архипенко, Нюренберг, Кремень и другие. Сейчас Улей остается жилым и артистическим комплексом.

А вот первая красавица среди натурщиц Кики, мы увидим ее на многих картинах...Мода сильно отличается: тут и округлый женский животик, и то, что теперь называется целлюлитом и крупные бедра. А красавица!

Кстати, чтобы выставка состоялась организаторам пришлось задействовать собрания несколько парижских музеев: Центр Помпиду и Национальный музей современногоискусства, а также женевский Пти-Пале , руководство которого после выхода в свет мемуаров Маревны купило значительную часть ее наследия.
Переходим в следующий зал и нас буквально ошеломляют полотна Сутина, о творчестве которого, признаюсь, я ничего не знала. Интересно, что прекрасно образованный Модильяни и бедный художник Хаим Сутин из глухого белорусского местечка были большими друзьями. Родившись в многодетной семье, Сутин мог в лучшем случае стать равином или портным, но никогда художником. Тем более, что евреям не разрешено рисовать фигуру человека. Будучи даже избитым сыном равина за попытку нарисовать его отца, Хаим все равно отправляется за счастьем в Париж и живет впроголодь. Он чрезвычайно тонко чувствовал изменения, которые несет век 20 и отображал их на своих полотнах. Странный, как бы разъезжающийся мазок художника, я бы употребила английское слово merge просто поражает реализмом изображения.

История этого полотна очень интересна. Модильяни стал волноваться, что несколько дней не видел Сутина. Они долго стучали в комнату художника и, не дождавшись ответа, в страшном волнении взломали дверь. Хаим стоял голый, и не обращая внимание на испуганных друзей, резкими мазками как-бы набрасывал краску на холст. Так перед изумленными гениями рождалась новая картина...Казалось бы повар весь в белом, сахарный и сладкий, но перед нами интересный элемент-алый как кровь платок. Ведь действительно, как будто рана...В этом весь Сутин.
Или натюрморт с индейкой...Полностью нарушена эстетика любования натюрмортом. Все как-бы течет, неровное и рушится. Это трагическое мироощущение идет от картин...

Я буду в нескольких постах шаг за шагом описывать разные шедевры. Уже позно. Завтра следующие посты...